| Авторы |
Альбина Исламовна Ажигулова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19), azhigylova@mail.ru
|
| Аннотация |
Актуальность и цели. Современная Россия представляет собой многона-циональное единство благодаря исторически сложившейся национальной политике. Изучение исторического опыта административно-территориального устройства, культурно-просветительской политики среди нерусского населения позволит укрепить действующую национальную политику. Цель работы – анализ национальной и культурно-просветительской политики среди национальных меньшинств на Южном Урале в 1920–1930-е гг. Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы статистические сведения итогов всесоюзных переписей населения 1926 и 1939 г., состав-ленные В. П. Мотревичем, сборник документов «Челябинская область. 1917–1945 гг.» под редакцией профессора П. Г. Агарышева. Изучены документы Объединенного гос-ударственного архива Оренбургской области, Самарского областного государственного архива социально-политической истории. Особый интерес представляют отчетные сведения о работе среди национальных меньшинств. Автором был применен математический метод статистики, позволивший выделить численность населения, процентное соотношение национального состава, сравнительно-исторический метод позволил оценить культурный уровень национальных меньшинств, эффективность культурно-просветительской работы среди них. Результаты. Исследованы основные направления административной, культурно-просветительской, санитарно-профилактической деятельности среди национальных меньшинств на Южном Урале, проведено сравнение соотношения национального состава по административно-территориальным единицам Южного Урала. Рассмотрены особенности культурного уровня среди разных национальностей. Выводы. Национальная политика на Южном Урале реализовывалась в соответствии с общегосударственными целями. Национальные меньшинства получили возможность широкой реализации собственных прав. В 1930-е гг. выделяются национальные районы, активно проводится коренизация, национальные меньшинства занимают руководящие посты, получают образование, повышают культурный уровень.
|